Архитекторы
Чугунные ворота
Садоводство
Садовые флигеля
Березовый домик
Мыльная
Церковь Влахернской иконы Божией матери
Усадьба Голицыных
Гроты
Конный двор
Скотный двор
Померанцевая оранжерея
Приказчиков и Людской флигели
Ризница
Главная страница
Гостевая книга
Почта
Архитектура Кузьминок

В настоящее время в Кузьминках сохранилось более 20 памятников архитектуры. К сожалению, среди них мало построек, полностью восстановленных и отреставрированных. Однако несмотря на все потери и утраты ансамбль имения сохранил уникальность своей структуры и планировочную целостность. Территория Кузьминок имеет много входов, расположенных с разных сторон.
Однако тому, кто придет посмотреть усадьбу впервые, лучше всего воспользоваться главным въездом, находящимся в начале Кузьминской улицы — бывшего Влахернского проспекта (Влахернская прешпектива). Он начинается от белокаменного восьмигранного обелиска — единственного паркового памятника Кузьминок, дошедшего до наших дней. Вероятнее всего, поводом для его сооружения стал визит в имение, 29 июля 1837 г., великого князя Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II. Автор обелиска неизвестен; им могли быть как А.О. Жилярди, работавший тогда в Кузьминках, так и его ученик М.Д. Быковский (в документах фамильного архива Голицыных обелиск упоминается только с 1840-х гг.). Не сохранились находившиеся рядом с обелиском Чугунные ворота, копия ворот «Любезным моим родителям», установленных по проекту К.И. Росси в Павловске — имении императрицы Марии Федоровны (в отличие от них ворота в Кузьминках были увенчаны не государственным гербом — двуглавым орлом, а отлитым по рисунку скульптора И.П. Витали гербом князей Голицыных с грифонами-щитодержателями).

Чугунные ворота и начало Влахернского проспекта.
Сразу же за обелиском по левую сторону Кузьминской улицы начинаются регулярные аллеи Звезды (она же Роща 12-ти прешпектив, или Часы), созданной в 1765 г. садовником И.Д. Шнейдером (Шрейдером). По правой стороне улицы расположена английская, то есть пейзажная часть кузьминского парка, называвшаяся Нижним садом. Работы по ее созданию начались в 1811 г. и были продолжены после окончания Отечественной войны 1812 г. Сейчас здесь сравнительно много старых деревьев — мелколистной липы (они не очень крупные и практически все больны), а ближе к улице — гладкого вяза.

Садоводство
На территории Нижнего сада, примерно на половине пути к усадьбе, находится Садоводство. Ближе всех к улице стоит Флигель садовника: деревянный дом с мезонином, из-за своего цвета имеющий еще одно название — Серая дача. Первоначально он был сооружен между 1829 и 1831 гг. для тогдашнего кузьминского садовника А.И. Гоха, скорее всего по проекту Д.И. Жилярди, но в 1976—1979 гг. был отстроен практически заново после пожара. Сейчас в этом здании находится музей-центр писателя К.Г. Паустовского.

Садовые флигеля
За Серой дачей расположены два очень похожих друг на друга двухэтажных кирпичных дома, напоминающие английские коттеджи. Это садовые флигеля, в которых жили рядовые садовники, их ученики, служители и садовые рабочие, обслуживавшие большое оранжерейное хозяйство. Сначала, в 1840—1841 гг., А.О. Жилярди выстроил восточный флигель, в котором находились квартиры (на четыре семьи) служителей и казарма для рабочих. А в 1845—1846 гг. он же параллельно поставил аналогичный по архитектуре западный флигель, где поселились непосредственно садовники. После этого оба здания были соединены между собой кирпичной оградой, которая не сохранилась. Теперь оба помещения занимает мини-школа — негосударственное образовательное учреждение.

Восточный садовый флигель
С юга к школьной территории примыкает глухой деревянный забор. За ним находятся бывшие оранжереи Садоводства, сооруженные в первой трети XIX в. по проекту Д.И. Жилярди. От них уцелело около трети первоначального объема, ныне находящегося в аварийном состоянии.

Березовый домик
За Садоводством, на острове в центре Китайского (или Щучьего) пруда, когда-то стоял выстроенный в 1820-х гг. Д.И. Жилярди павильон Березовый домик. В нем хранились лодки, на которых княжеские гости отправлялись в путешествия по кузьминским прудам. Ставший бесхозным, павильон был сожжен гуляющими в 1923 г. На месте разрушившихся от времени мостиков устроены современные металлические.

памятник императрице Марии Федоровне
На другом берегу пруда находился памятник императрице Марии Федоровне — ее бронзовая статуя в виде аллегории мира с пальмовой ветвью в руке была выполненна скульптором И.П. Витали. Кто-то из местных дачников в конце XIX — начале ХХ в. умудрился отломить императрице палец. Поэтому, чтобы спасти статую от местных вандалов, ее спрятали. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Первоначально памятник находился внутри сооруженной по проекту Д.И. Жилярди шестнадцатиколонной деревянной ротонды с куполом, увенчанным государственным гербом — двуглавым орлом. В 1852 г. обветшавшую ротонду заменила необладающая видимыми стилевыми признаками трехчастная чугунная беседка, спроектированная М.Д. Быковским. После Октябрьского переворота ее сдали в металлолом.

памятник Петру I
От Китайского пруда можно вернуться на Кузьминскую улицу или одну из параллельных ей тропинок и пойти в сторону усадьбы. По дороге — на той же стороне, что и Садоводство, — встретится большая поляна, на которой находился памятник Петру I, сооруженный в 1844 г. по проекту М.Д. Быковского. Это был чугунный обелиск, увенчанный золоченым государственным гербом — двуглавым орлом. Его пьедестал украшала надпись: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого», но теперь очевидно, что специально сооруженного для Петра I дома в Кузьминках никогда не существовало. Вскоре после Февральской революции обелиск лишился двуглавого орла, а в конце 1920-х гг. разделил судьбу беседки над памятником Марии Федоровне.

Памятник императрице
От места, где стоял обелиск, тропинка приводит к берегу Нижнего Кузьминского, или Мельничного пруда, который начали сооружать в 1789 г. Именно в него впадает канал, идущий от Китайского пруда Садоводства. На Нижнем пруду находится островок, когда-то соединявшийся с берегами мостиками. Один из них, Проволочный, или Висячий мост имел еще одно характерное название — Трясучка — довольно любопытное инженерное сооружение (несшее и эстетическую нагрузку), устроен в 1826—1828 гг. по проекту Д.И. и А.О. Жилярди и при участии механика Девиса. После Октябрьского переворота его также сдали в металлолом.

Мыльная
Недалеко, на том же берегу Нижнего пруда, за современным металлическим забором находится низкий белокаменный цоколь, на котором стоит колонна, устремленная в никуда. Это отдаленно напоминает руины античного храма. Еще не так давно здесь стоял один из парковых павильонов — Мыльная, сооруженная Д.И. Жилярди в 1816—1817 гг. в стиле ампир.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери
Чтобы добраться до самой старой постройки Кузьминок — дошедшей до наших дней Церкви Влахернской иконы Божьей Матери, к которой относительно недавно вернулась прежняя роль доминанты в ансамбле имения, нужно перейти на левую сторону Кузьминской улицы. Церковь сооружали в два этапа. В 1759—1762 гг. были выстроены церковное здание, первоначально имевшее барочный декор, и отдельно стоявшая деревянная колокольня. На основании косвенных данных можно предположить, что авторство проекта церкви принадлежало петербургскому архитектору С.И. Чевакинскому, по проекту которого в то время шло строительство московского Пречистенского дома М.М. Голицына (ныне Волхонка, 12). Автором проекта церковной колокольни, выполненного весной 1760 г., был И.П. Жеребцов. Кроме придела Александра Невского, центральную часть церкви окончательно отделали и освятили только в 1774 г., но достаточно скоро М.М. Голицын перестроил здание, получившее новые завершение и обработку фасадов в формах зрелого классицизма, и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы были предположительно проведены по проекту Р.Р. Казакова в 1784—1785 гг. Какое-то участие в них принимал В.И. Баженов, его имя значится в смете на необходимый строительный материал. Кроме того, нужно отметить, что эта церковь очень близка к кругу работ архитектора Е.С. Назарова, хотя его имя и не упоминается ни в каких документах о Кузьминках. Видимо, и многие проекты Е.С. Назарова, и церковь в Кузьминках имеют какой-то общий прототип, несомненно, западноевропейского происхождения.
В одном из церковных приделов — преподобного Сергия Радонежского — 13 февраля 1859 г. был похоронен владелец Кузьминок С.М. Голицын. Его могилу и убранство интерьеров уничтожили после закрытия церкви в 1929 г. А после перестройки здания под Дом отдыха ЦК профсоюза автомобильной промышленности во второй половине 1930-х гг. оно почти совершенно утратило прежние черты. Только в 1994—1995 гг. по проекту Е.А. Воронцовой был проведен комплекс работ по восстановлению церкви, а водонапорная башня, находившаяся в ее зоне, была ликвидирована.
За церковью находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание Ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829—1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25).

усадьба Голицыных
Кузьминская улица заканчивается у собственно усадьбы Голицыных — Парадного двора, первоначально называвшегося в документах «большим» или «передним», а в начале ХХ в. — Главной площадкой. Это горизонтальная, частично подсыпанная терраса, лежащая на одном уровне с улицей. С севера его ограничивает ров, через который перекинут арочный мостик, и ограда с подпорной стенкой, облицованной кирпичом. Через правильные интервалы решетка ограды прекрасного классического рисунка прерывается каменными тумбами, а через две-три тумбы в состав ограды включены пьедесталы, на которых лежат чугунные львы — старинные символы силы и могущества. Мостик и ограда были сооружены в 1811—1812 гг., возможно, по проекту А.Н. Воронихина, но облик, близкий к современному, они приобрели только в 1833—1838 гг. после капитальной реконструкции, произведенной А.О. Жилярди. Тогда на мостике установили четыре чугунных фонаря-канделябра (с богато орнаментированными стволами), отлитых по модели Ж. Коломбо. У подножия каждого из них, как бы охраняя вход, сидят четыре грифона, словно сошедшие с родового герба династии Романовых. Первоначально гипсовые львы ограды были заменены чугунными, а старые решетки ныне существующими. Наиболее поздний по времени элемент ограды — ведущие в Парадный двор ворота, выполненные в духе так называемого «второго рококо», приходящегося примерно на 1870-е гг.


Церковь Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках Ризница

В центре Парадного двора ныне стоит статуя Ленина, интересная лишь своим постаментом из красного гранита. Он остался от памятника императору Николаю I, с 1856 г. находившегося на островке Верхнего Кузьминского пруда. За статуей открывается, казалось бы, типичная усадебная композиция: в центре большой Господский дом с портиком, а перпендикулярно ему — слева и справа — два одноэтажных флигеля. Однако это всего-навсего иллюзия, которая не может обмануть внимательного зрителя. Дело в том, что здание, похожее на господский дом, на самом деле им никогда не являлось. Оно сооружено в 1927—1931 гг. С.А. Тороповым на фундаменте сгоревшего господского дома Голицыных и в схеме повторяет его объемное решение, закрепляя положение в ансамбле. На главном фасаде этого здания установлены мемориальные доски в память сотрудников института, погибших в 1941—1945 гг., и видных ученых, здесь работавших: С.Н. Вышелесского, И.И. Иванова, Я.Р. Коваленко, К.И. Скрябина. Основной вход в корпус украшают два чугунных египетских льва, очевидно перенесенные от одного из флигелей.
Оба флигеля — небольшие одноэтажные деревянные здания, выдержанные в классицистических формах, первоначально были сооружены в 1814—1815 гг. по проекту Д.И. Жилярди. Документы называют восточный флигель «флигелем княжны Елены Михайловны», по имени жившей в нем незамужней сестры С.М. Голицына. К настоящему времени он сильно обветшал и никак не используется. Западный флигель, сгоревший вместе с господским домом, был воссоздан на прежнем месте по проекту О.М. Голубевой только в 1953 г. — уже не из дерева, а из силикатного кирпича.
Южнее его находятся два грота — небольшие искусственные пещеры в насыпном холме. По числу входов их условно называют Трехарочный и Одноарочный. Все элементы гротов выложены декоративной кладкой, в которой чередуются невысокие ряды гладко тесаного белого камня с более высокими рядами ноздреватого декоративного. Гроты были созданы между 1811 и 1830 г. Первая из этих дат — время начала создания на территории имения английского, то есть пейзажного парка (сада), в общий характер которого вполне вписываются такие романтические «руинные» композиции. Часть его, находившаяся вокруг Парадного и Красного дворов, называлась Верхним садом. Сегодня оба грота запущены и постепенно разрушаются.




Мостик, ведущий на Парадный двор.
Канделябры с грифонами Ворота Парадного двора



Лев у входа в Господский дом
на Парадном дворе

К ограде Парадного двора с востока примыкает несоразмерно длинный двухэтажный дом в классицистическом стиле. На самом деле он состоит из двух зданий — Приказчикова и Людского флигелей, сооруженных в 1808—1812 гг. Хотя их архитектор неизвестен, можно со значительной долей вероятности предположить, что им был И.Д. Жилярди, в то время постоянно работавший в Кузьминках. В 1929—1930 гг. на месте ограды между ними соорудили небольшой архитектурный объем с фронтоном, объединивший оба здания в один длинный корпус, за которым с того времени закрепилось название «Соединение». Возможно, автором проекта реконструкции флигелей был С.А. Торопов.
Приказчиков и Людской флигеля являются северной границей хозяйственного Красного двора, примыкающего с востока к Парадному двору и имеющего форму правильного четырехугольника. Когда создавались флигеля, названия Красный двор еще не существовало. В документах оно встречается только начиная с 1820-х гг., хотя фактически этот двор (состоявший из жилых домов для дворовых и различных хозяйственных сооружений: каретных сараев и конюшен, погребов и др.) начал складываться лет за пятьдесят-шестьдесят до того. Все постройки Красного двора объединены кирпичной оштукатуренной оградой, везведенной в 1837 г. А.О. Жилярди. Ее западная часть со временем была разобрана. В 1955 г. ограда была реставрирована по проекту О.М. Голубевой, а ее несуществующие к тому времени части выстроили заново.
Подлинный фрагмент ограды, за долгие годы утративший штукатурку и завершение, связывает Соединение со стоящей перпендикулярно ему не менее длинной маловыразительной двухэтажной постройкой. Это Конюшня, или Конюшенный корпус с сараями и погребами, сооруженный в 1837—1838 гг. по проекту А.О. Жилярди. В нем находились княжеские экипажи и лошади для них (породистые скаковые лошади содержались не здесь, а на специально сооруженном для них Конном дворе). Первоначально Конюшня была одноэтажной, но в 1920—1930-е гг. ее капитально реконструировали и надстроили вторым этажом, возможно под руководством все того же С.А. Торопова. Сегодня это здание занимает организованная Институтом ветеринарии гостиница для кошек и собак, а с юга к нему примыкает участок, обнесе



Hosted by uCoz