Усадьба Голицыных
Главная страница Архитектура Архитекторы
Кузьминская улица заканчивается у собственно усадьбы Голицыных — Парадного двора, первоначально называвшегося в документах «большим» или «передним», а в начале ХХ в. — Главной площадкой. Это горизонтальная, частично подсыпанная терраса, лежащая на одном уровне с улицей. С севера его ограничивает ров, через который перекинут арочный мостик, и ограда с подпорной стенкой, облицованной кирпичом. Через правильные интервалы решетка ограды прекрасного классического рисунка прерывается каменными тумбами, а через две-три тумбы в состав ограды включены пьедесталы, на которых лежат чугунные львы — старинные символы силы и могущества. Мостик и ограда были сооружены в 1811—1812 гг., возможно, по проекту А.Н. Воронихина, но облик, близкий к современному, они приобрели только в 1833—1838 гг. после капитальной реконструкции, произведенной А.О. Жилярди. Тогда на мостике установили четыре чугунных фонаря-канделябра (с богато орнаментированными стволами), отлитых по модели Ж. Коломбо. У подножия каждого из них, как бы охраняя вход, сидят четыре грифона, словно сошедшие с родового герба династии Романовых. Первоначально гипсовые львы ограды были заменены чугунными, а старые решетки ныне существующими. Наиболее поздний по времени элемент ограды — ведущие в Парадный двор ворота, выполненные в духе так называемого «второго рококо», приходящегося примерно на 1870-е гг.
В центре Парадного двора ныне стоит статуя Ленина, интересная лишь своим постаментом из красного гранита. Он остался от памятника императору Николаю I, с 1856 г. находившегося на островке Верхнего Кузьминского пруда. За статуей открывается, казалось бы, типичная усадебная композиция: в центре большой Господский дом с портиком, а перпендикулярно ему — слева и справа — два одноэтажных флигеля. Однако это всего-навсего иллюзия, которая не может обмануть внимательного зрителя. Дело в том, что здание, похожее на господский дом, на самом деле им никогда не являлось. Оно сооружено в 1927—1931 гг. С.А. Тороповым на фундаменте сгоревшего господского дома Голицыных и в схеме повторяет его объемное решение, закрепляя положение в ансамбле. На главном фасаде этого здания установлены мемориальные доски в память сотрудников института, погибших в 1941—1945 гг., и видных ученых, здесь работавших: С.Н. Вышелесского, И.И. Иванова, Я.Р. Коваленко, К.И. Скрябина. Основной вход в корпус украшают два чугунных египетских льва, очевидно перенесенные от одного из флигелей.
Оба флигеля — небольшие одноэтажные деревянные здания, выдержанные в классицистических формах, первоначально были сооружены в 1814—1815 гг. по проекту Д.И. Жилярди. Документы называют восточный флигель «флигелем княжны Елены Михайловны», по имени жившей в нем незамужней сестры С.М. Голицына. К настоящему времени он сильно обветшал и никак не используется. Западный флигель, сгоревший вместе с господским домом, был воссоздан на прежнем месте по проекту О.М. Голубевой только в 1953 г. — уже не из дерева, а из силикатного кирпича.

Южнее его находятся два грота — небольшие искусственные пещеры в насыпном холме. По числу входов их условно называют Трехарочный и Одноарочный. Все элементы гротов выложены декоративной кладкой, в которой чередуются невысокие ряды гладко тесаного белого камня с более высокими рядами ноздреватого декоративного. Гроты были созданы между 1811 и 1830 г. Первая из этих дат — время начала создания на территории имения английского, то есть пейзажного парка (сада), в общий характер которого вполне вписываются такие романтические «руинные» композиции. Часть его, находившаяся вокруг Парадного и Красного дворов, называлась Верхним садом. Сегодня оба грота запущены и постепенно разрушаются.




Мостик, ведущий на Парадный двор.
Канделябры с грифонами Ворота Парадного двора



Лев у входа в Господский дом
на Парадном дворе

К ограде Парадного двора с востока примыкает несоразмерно длинный двухэтажный дом в классицистическом стиле. На самом деле он состоит из двух зданий — Приказчикова и Людского флигелей, сооруженных в 1808—1812 гг. Хотя их архитектор неизвестен, можно со значительной долей вероятности предположить, что им был И.Д. Жилярди, в то время постоянно работавший в Кузьминках. В 1929—1930 гг. на месте ограды между ними соорудили небольшой архитектурный объем с фронтоном, объединивший оба здания в один длинный корпус, за которым с того времени закрепилось название «Соединение». Возможно, автором проекта реконструкции флигелей был С.А. Торопов.
Приказчиков и Людской флигеля являются северной границей хозяйственного Красного двора, примыкающего с востока к Парадному двору и имеющего форму правильного четырехугольника. Когда создавались флигеля, названия Красный двор еще не существовало. В документах оно встречается только начиная с 1820-х гг., хотя фактически этот двор (состоявший из жилых домов для дворовых и различных хозяйственных сооружений: каретных сараев и конюшен, погребов и др.) начал складываться лет за пятьдесят-шестьдесят до того. Все постройки Красного двора объединены кирпичной оштукатуренной оградой, везведенной в 1837 г. А.О. Жилярди. Ее западная часть со временем была разобрана. В 1955 г. ограда была реставрирована по проекту О.М. Голубевой, а ее несуществующие к тому времени части выстроили заново.
Подлинный фрагмент ограды, за долгие годы утративший штукатурку и завершение, связывает Соединение со стоящей перпендикулярно ему не менее длинной маловыразительной двухэтажной постройкой. Это Конюшня, или Конюшенный корпус с сараями и погребами, сооруженный в 1837—1838 гг. по проекту А.О. Жилярди. В нем находились княжеские экипажи и лошади для них (породистые скаковые лошади содержались не здесь, а на специально сооруженном для них Конном дворе). Первоначально Конюшня была одноэтажной, но в 1920—1930-е гг. ее капитально реконструировали и надстроили вторым этажом, возможно под руководством все того же С.А. Торопова. Сегодня это здание занимает организованная Институтом ветеринарии гостиница для кошек и собак, а с юга к нему примыкает участок, обнесенный современным забором. Раньше там находился хозяйственный двор института, а теперь расположен гараж. Однако это место тоже заслуживает посещения. Ведь в глубине участка под открытым небом хранится ряд любопытных декоративных элементов: звено решетки от ограды Парадного двора, два больших чугунных фонаря-канделябра и два египетских льва, когда-то украшавших входы в восточный флигель на Парадном дворе.
Согласно документам, к Красному двору относится и Померанцевая оранжерея (Оранжевая дача), формально находящаяся за его территорией. Это одно из самых интересных зданий Кузьминок, сооруженное в 1811—1815 гг. Архивные документы пока не позволяют утвердительно ответить на вопрос, кто является автором ее проекта: И.Д. Жилярди, Д.И. Жилярди или А.Н. Воронихин. Вышка, возведенная над центральным круглым залом оранжереи, в котором и находились кадки с померанцевы-ми деревьями, появились только в 1836 г. при перестройке здания, предположительно проведенной по проекту А.О. Жилярди. В отделке зала использованы мотивы древнеегипетского зодчества — одной из стилеобразующих тенденций ампира. Сохранились украшающие его колонны с папирусообразными капителями и потолочные росписи в желтых и бледно-розовых тонах. В настоящее время в Померанцевой оранжерее находятся лабораторные помещения и уникальная библиотека Института экспериментальной ветеринарии.
От оранжереи можно пройти к еще одному сооружению Красного двора — Кухне, которую обычно называют Египетским павильоном. Ее здание, сооруженное в 1813—1815 гг., было поставлено в одну линию с господским домом. Гладкие скошенные стены и суживающиеся кверху окна придают зданию непривычный для глаза вид и действительно напоминают памятники древнего Египта. Экзотика усиливается двумя пальмообразными колоннами портика. Он завершается классическим фронтоном, на поле которого изображена голова сфинкса, поддерживаемая крылатыми женскими фигурами. Вопрос об авторстве памятника до сих пор не решен окончательно. Известно, что строительство завершал Д.И. Жилярди. Однако из документов не следует, что он является автором проекта здания, хотя и это не исключено. Некоторые исследователи Кузьминок приписывают идею его создания А.Н. Воронихину. Но и его авторство пока тоже не подтверждено документально. Сейчас сильно обветшавшее здание Кухни, искаженное пристройкой 1930-х гг., никак не используется.




Западный флигель на Парадном дворе Восточный флигель на Парадном дворе

Между кухней и маловыразительным одноэтажным зданием погребов 1830-х гг., ограничивающим Красный двор с юга, находится проход на его непосредственную территорию. С запада в ограду двора встроен флигель, первоначально сооруженный в 1830-х гг. по проекту А.О. Жилярди для княжеской прислуги. В 1955 г. по проекту О.М. Голубевой он был выстроен заново, увы, все из того же силикатного кирпича.
Далее можно либо вернуться обратно прежним маршрутом, либо напрямую пройти через парк к Слободке, расположенному восточнее Парадного и Красного дворов ансамблю невысоких зданий. Это комплекс для дворовых людей Голицыных, ежегодно превращавшийся в гостиницы во время гуляний 2 июля. Дорога, проложенная вдоль Слободки, называется Тополевой аллеей. В 1837 г. вдоль нее было посажено 100 тополей, купленных у садовника К. Унгебауера, что и дало ей такое название. В документах начала ХХ в. Тополевая аллея называется Большой.
Со стороны церкви линию застройки Слободки замыкает Священнический флигель, или Дом причта, построенный по проекту А.О. Жилярди в 1835—1837 гг., — двухэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание в стиле ампир. В нем жили местные священники, дьячки, пономари и псаломщики вместе со своими семьями, первоначально занимавшие только второй этаж, на первом этаже до начала 1870-х гг. помещалась богадельня. Теперь в здании находится местная воскресная школа. С двух сторон к Дому причта примыкает ограда, сооруженная в 1832—1838 гг. А.О. Жилярди. Первоначально она соединяла все здания Слободки, а затем под прямым углом проходила позади них, образуя замкнутую территорию, разделенную на два хозяйственных двора.


Приказчиков и Служительский флигели (Соединение)

Следующее здание за Домом причта по Тополевой аллее — Служительский, или Большой слободской флигель, сооруженный в 1830—1833 гг. для четырнадцати семей дворовых людей. Это одно из последних произведений Д.И. Жилярди в России, окончательно завершенное уже после его отъезда на родину под наблюдением А.О. Жилярди. В 1999 г. по решению правительства Москвы в так называемом Слободском флигеле был организован музей Государственного историко-культурного и природного рекреационного комплекса «Кузьминки — Люблино» (Тополевая аллея, 6). Первоначально музей имел статус временной выставки. Сегодня он громко и красиво называется Музей русской усадебной культуры, являясь филиалом Музея истории города Москвы.
Следующее здание Слободки — Прачечная, или Прачечный флигель. Это здание выстроено по проекту Д.И. Жилярди в 1827—1828 гг. Первоначально предполагалось, что оно будет одноэтажным с мезонином, по-видимому таким же, как на находящемся за ним здании больницы. Однако уже в процессе строительства проект был изменен, и флигель стал целиком двухэтажным. В нем находилось помещение для сушки белья, колодец, сток для воды, там жили и сами прачки. В конце 1970-х гг. здание частично отреставрировано по проекту В.А. Еропкина и М.И. Шишкова и приспособлено под административные и служебные помещения Экспериментальной специальной научно-производственной мастерской, ныне Экспериментальный специальный научно-реставрационный производственный центр «Реставратор ХХI века», занимающий и последнее на территории Слободки здание, но первое по времени возникновения, — Больницу, или Больничный флигель (другое название — Белая дача), сооруженный в 1808—1809 гг., возможно, по проекту И.Д. Жилярди. Это деревянный одноэтажный дом с мезонином и двумя выступающими по краям ризалитами. Больница, ставшая одним из наиболее старых подмосковных лечебных заведений, была открыта в 1809 г. и обслуживала дворовых людей Голицыных. В 1869 г. здание было арендовано Московским уездным земством за 700 руб. в год для лечебницы Влахернского лечебного участка, официально охватившего территории четырех волостей Московского уезда: Выхинской, Нагатинской, Пехорской и Царицынской (большая часть их территорий теперь входит в городскую черту). В этой лечебнице 29 мая 1882 г. и скончался художник В.Г. Перов. Мезонин, в котором прошли его последние дни, был относительно недавно воссоздан реставраторами. Одно время на здании находилась мемориальная доска, посвященная художнику.


Большой Служительский флигель
(ныне Музей русской усадебной культуры)



Hosted by uCoz