Деревня Кузьминки
Строгановы
Голицины
Советский период
Современные Кузьминки
Архитекторы
Главная страница
Гостевая книга
Обсудить
Почта
История Кузьминок

Архитектурно-парковый ансамбль Кузьминки


Кузьминки — когда-то один из интереснейших архитектурных ансамблей конца XVIII — начала XIX в. — находится на Юго-Востоке Москвы. В литературе его обычно называют усадьбой, что не совсем верно: в Кузьминках, помимо собственно усадебной территории, в разной степени сохранились и расположенные за ее пределами крупные хозяйственные комплексы, а также объединяющий их огромный парк, состоящий из нескольких частей и переходящий в лес. Таким образом, до наших дней дошли основные элементы одного из самых больших и богатых подмосковных имений, которые, несмотря на многочисленные утраты, дают представление об его архитектуре, планировке и хозяйственной жизни.
Композиция ансамбля характерна для последнего периода классицизма. Архитектура большей части сооружений соответствует стилю ампир. Самая значительная роль в становлении Кузьминок принадлежит прославленному архитектору первой трети XIX в. — «гению русского ампира» — Д.И. Жилярди.


Деревня Кузьминки
На месте центральной части Кузьминок в ХV—ХVI вв. находилась деревня, принадлежавшая подмосковному Николо-Угрешскому монастырю. Ее место, недавно обнаруженное археологами, получило условное название 1-е Кузьминское селище. Исторические карты Подмосковья, составленные историками С.Б. Веселовским и В.Н. Перцовым, дают возможность отождествить его с населенным пунктом Собакино (или Овсеево). Это название образовано от прозвища кого-то из первых владельцев, документальные сведения о которых до нас не дошли, и, таким образом, может считаться одним из самых древних.
Наиболее раннее известное упоминание о собственно Кузьминках относится к 1623—1624 гг. В составленной в то время «Книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина» фигурирует принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю «пустошь, что была Кузьминская мельница…». Очевидно, впервые мельница была сооружена на этом месте на берегу речки Чурилихи (Голедянке) не позднее начала ХVII в., то есть еще до событий Смутного времени, когда особенно сильно пострадало все Подмосковье. Название мельницы, казалось бы, может происходить от имени некоего Кузьмы, якобы бывшего мельником, как утверждает расхожая легенда. Однако после того как мельница была восстановлена, в документах конца ХVII в. ее название фигурирует уже в несколько иной интерпретации — «мельница Кузьминка». Такая форма топонима с окончанием на «а» более характерна для деревень. Это позволяет предположить, что Собакино-Овсеево со временем приобрело еще одно название — Кузьминка, которое после исчезновения самого поселения закрепилось за мельницей. Возможно, в этой деревне существовала часовня святых Косьмы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). При жизни они были врачами, и поводом для ее строительства в их честь вполне могло быть прекращение эпидемии. Праздники в честь Косьмы и Дамиана, отмечаемые 1 июля и 1 ноября (по старому стилю), в народе называли Кузьминками. Со временем именно в такую форму трансформировалось название этой местности.

I. Владение Строгановых
Г. Д. Строганов (1656—1715)
В 1702 г. владельцем Кузьминок стал один из самых богатых людей страны — «именитый человек» Григорий Дмитриевич Строганов (1656—1715). Огромные средства, получаемые от великопермских, зауральских, сольвычегодских, устюжских и нижегородских имений, свыше 10 млн десятин земли и соляные промыслы дали ему возможность оказать Петру I значительную помощь во время Северной войны. Тогда на свои деньги он снарядил два военных корабля. Предпринимательство не помешало Г.Д. Строганову стать достаточно просвещенным человеком. Известно, что он собирал старинные рукописи и, таким образом, может считаться одним из первых отечественных коллекционеров.
Очевидно, еще при Г.Д. Строганове недалеко от мельницы началось новое строительство. Там появился «помещиков» двор: деревянная усадьба, состоявшая из господского дома и хозяйственных построек. Впервые она упоминается в 1715—1716 г., когда имение уже принадлежало наследникам Г.Д. Строганова: его вдове и детям. Рядом с усадьбой уже тогда были расположены дворы «деловых людей», служивших у Строгановых. Между 1716 и 1720 гг. была сооружена деревянная церковь, освященная в честь фамильной святыни владельцев — Влахернской иконы Божьей Матери, происходящей из Влахернского монастыря, находившегося недалеко от Константинополя (ныне в фондах Государственной Третьяковской галереи). По церкви все имение получило еще одно название — Влахернское.
А.Г. Строганов (1698—1754)
Строгановский период в истории Кузьминок наименее известен. Неполнота сохранившихся документов не позволяет достоверно воссоздать облик усадьбы и жизнь в ней владельцев. Тем не менее есть все основания предполагать, что Строгановы, получившие в 1722 г. баронский титул, не раз посещали свое имение и любили его. Вероятнее всего, инициатива обустройства Кузьминок принадлежала старшему из братьев Строгановых — Александру Григорьевичу (1698—1754): недаром церковный придел был освящен в честь соименного ему святого — Александра Невского. Долгое время в местных церковных документах значится только имя А.Г. Строганова, остальные представители рода даже не упоминаются. Сведения современников о нем противоречивы, одни характеризовали А.Г. Строганова как человека доброго, редкого благотворителя, любителя искусства, другие считали его корыстолюбивым и жестоким. Нужно отметить, что для своего времени он был весьма образован, хорошо знал иностранные языки и даже перевел несколько книг. Из владельцев имения он был первым зачислен в армию, в которой со временем дослужился до звания генерал-лейтенанта. Материал для биографии А.Г. Строганова дают и его портреты, ныне хранящиеся в фондах Государственного исторического музея. На одном из них — копии ХVIII в. с оригинала немецкого портретиста Франкарта — А.Г. Строганов изображен с виолончелью. Это позволяет утверждать, что он был музыкантом-любителем. На другом портрете, выполненном тем же Франкартом, но уже в итальянской манере, Строганов держит в руках циркуль. Такая на первый взгляд малозначительная деталь свидетельствует о несомненной причастности барона к масонству. Именно это произведение долгое время находилось в Кузьминках, где А.Г. Строганову пришлось выстроить новую церковь взамен прежней, сгоревшей.
При нем Кузьминки посещало много гостей, в том числе и иностранных, что является косвенным свидетельством роскоши усадьбы и ее европейского характера. В дневнике Ф.В. Берхгольца (камер-юнкера голштинского герцога Карла-Фридриха) в записи от 27 октября 1722 г. содержатся сведения о визите в Кузьминки его коллег — тайного советника Ф. Бассевича и бригадира Платте. 14 мая 1724 г. их примеру последовал сам Петр I. Согласно походному журналу, фиксирующему все его передвижения, тогда «…Его Императорское Величество изволил поехать к Строгановым на Мельницу; и прибыли все в Москву».
В 1740 г. А.Г. Строганов по разделу с братьями стал единственным хозяином имения. По-видимому, при нем был создан пруд, ныне называемый Верхним Кузьминским. Он имеет одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придает ему вид широкой реки.
А. А. Строганова (1739—1816)
В 1754 г. имение унаследовала его красавица-дочь от второго брака — Анна Александровна Строганова (1739—1816). Тогда по разделу со своей мачехой Марией Артемьевной, урожденной Загряжской (1722—1788), она стала единственной хозяйкой Кузьминок, по поводу которых ей пришлось судиться с Николо-Угрешским монастырем.
II. Владение Голицыных
М. М. Голицын (1731—1804)
А.А. Строганова в 1757 г. вышла замуж за блестящего молодого придворного — камергера, князя Михаила Михайловича Голицына (1731—1804). Таким образом, она одновременно была и последней владелицей имения из рода Строгановых и первой из Голицыных. Брак оказался удачным, по крайней мере, на довольно долгое время. М.М. Голицын, впоследствии дослужившийся до звания генерал-поручика, стал заниматься всеми делами усадьбы. Об этом свидетельствуют его инструкции для «вотчинной администрации», непосредственно управлявшей имением.
Архитекторы
И.П. Жеребцов.
Первым известным архитектором, имя которого связано с Кузьминками, был И.П. Жеребцов. В 1750—1770-х гг. он перестроил обветшавшую мельницу, главный дом и флигели, пристани, беседки, возвел (возможно, по проекту С.И. Чевакинского) каменную церковь Влахернской иконы Божьей Матери, вместо прежней, погибшей «от огненного запаления» в ночь на 18 ноября 1758 г. Не меняя в основном уже сложившейся планировки Кузьминок, И.П. Жеребцов только перестраивал и перепланировал ее отдельные элементы. Эту традицию переняли все последующие зодчие, работавшие в Кузьминках.
И.Д. Шнейдером
Параллельно с И.П. Жеребцовым участие в создании ансамбля принимал княжеский садовник — «иноземец» Иоганн Давид Шнейдер (Шрейдер), приехавший в Кузьминки еще при А.Г. Строганове. И.Д. Шнейдером были выполнены два варианта проекта новой оранжереи, однако неясно, был ли какой-либо из них реально осуществлен или М.М. Голицын отдал предпочтение проекту оранжереи И.П. Жеребцова. В 1765 г., очевидно, по желанию князя, возник вопрос о переносе одного из павильонов — «галереи», которую И.Д. Шнейдер предложил поставить «прямо против прешпекту (т.е. проспекта — Авт.) нового на конце у пруда». Кроме того, тогда же, согласно документам, в прилегающем к усадьбе лесу под руководством И.Д. Шнейдера были прорублены новые «прешпекты», один из которых открыл вид на церковь со стороны Выхинского поля. Эти сведения следует понимать как точное указание на устройство «Звезды» — французской, то есть регулярной части парка. В литературе создателем «Звезды», как правило, ошибочно считают архитектора Р.Р. Казакова, руководившего всем строительством в Кузьминках в 1778—1801 гг., т.е. относят ее к более позднему периоду. Тогда место И.Д. Шнейдера уже было занято; сначала «иноземцем» И.И. Геинчиным, а после другими садовниками, из которых никто не увлекался самостоятельным архитектурным проектированием.
Р.Р. Казакова
За время работы в Кузьминках Казаков реконструировал Слободку — комплекс для дворовых людей, создал еще один хозяйственный комплекс — Садоводство с оранжереями и домами для садовников и Китайским (Щучьим) прудом. Был выкопан канал, соединивший Китайский пруд с устроенным на речке Чурилихе Нижним, или Мельничным прудом (сегодня — Нижний Кузьминский).
И.В. Еготова
В 1783 г. Р.Р. Казаков привлек к работе в Кузьминках мужа своей сестры архитектора И.В. Еготова, которому первоначально был поручен надзор за перестройкой господского дома. Впоследствии И.В. Еготову пришлось доделывать многое из начатого или спроектированного в Кузьминках Р.Р. Казаковым. Только после его смерти, последовавшей в 1803 г., Еготов приступил к самостоятельной работе. Им была проведена очередная реконструкция господского дома, на фасаде которого были установлены копии барельефов (находящихся на доме соседнего с Кузьминками имения Люблино, тогда принадлежавшего бригадиру Н.А. Дурасову) с мифологическими сюжетами. Первоначально предполагалось, что эту работу выполнит скульптор Г.Т. Замараев, но с ним не сошлись в цене, и изготовление барельефов поручили некоему Луке — крепостному мастеру Голицыных. Среди специалистов, занимавшихся отделкой интерьеров, были итальянцы — скульптор Сантино Кампиони и декоратор Сантино Ольденелли (Ольделли).
И.Д. Жилярди
С 1808 г. в Кузьминках работал заменивший И.В. Еготова архитектор И.Д. Жилярди. По-видимому, его произведениями являются больница на Слободке, Приказчиков и Людской флигеля, сооруженные на хозяйственном Красном дворе, примыкающем к усадьбе с востока (впоследствии между ними была построена перемычка, благодаря которой флигеля превратились в единый корпус, получивший название «Соединение»). И.Д. Жилярди наблюдал, кроме того, за строительством Померанцевой оранжереи (впоследствии — Оранжевая дача) и мельницы, сооруженной на месте предыдущей, скорее всего, по проекту архитектора А.Н. Воронихина — бывшего крепостного Строгановых — родственников владелицы Кузьминок.
Д.И. Жилярди
С 1811 г. в Кузьминках, помимо И.Д.Жилярди, начал работать и его сын — Д.И. Жилярди, оказавшийся более даровитым и талантливым (еще не так давно исследования фамильных архивов Голицыных, создание кузьминского усадебного комплекса традиционно связывали исключительно с его именем). Восстановление Кузьминок, пострадавших во время Отечественной войны 1812 г. стало значительным этапом в биографии Д.И. Жилярди как архитектора. Сразу после нее он завершил строительство здания кухни и Померанцевой, т.е. Цитрусовой, оранжереи, а слева и справа от господского дома были сооружены новые флигели на месте предыдущих.
С. М. Голицын (1774—1859)
Расцвет творчества Д.И. Жилярди приходится на время владения Кузьминками председателя московского Опекунского совета князя Сергея Михайловича Голицына (1774—1859), унаследовавшего это имение в 1816 г. после смерти матери. Со временем он стал членом Государственного Совета в ранге действительного тайного советника 1-го класса и был награжден всеми высшими орденами империи. С.М. Голицын активно занимался руководством московскими благотворительными учреждениями, в частности Голицынской больницей (ныне 1-я городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова), и, подобно А.А. Голицыну, был известен как благотворитель и меценат. Некоторое время он владел Кузьминками вместе со своим старшим братом, князем Александром Михайловичем Голицыным (1772—1821), который за свой небольшой рост получил прозвище Маленький Голицын. Личная жизнь С.М. Голицына не сложилась. Официально его женой была Евдокия Ивановна, урожденная Измайлова (1780—1849). Однако еще со времени вступления на престол Александра I супруги жили «в разъезде». Одно время Е.И. Голицына безуспешно добивалась развода, чтобы снова выйти замуж, но впоследствии не дала развода сама, когда С.М. Голицын захотел жениться на известной петербургской красавице А.О. Россет. После того, как его возлюбленная вышла замуж за дипломата Н.М. Смирнова, князь окончательно поставил крест на возможности семейного счастья и добился от императора Николая I для Кузьминок статуса майората — фамильного имения, переходящего по наследству только к старшему в роде.

При С.М. Голицыне резко увеличился масштаб строительных работ под руководством Д.И. Жилярди. На месте прежнего конного двора был сооружен новый; на ранее сыром и болотистом участке комплекса Садоводство после проведения крупных земляных работ выстроили новое оранжерейное здание, птичий двор превратился в кузницу, с сохранением оригинальной формы плана и обработки восточного фасада. На правом берегу Нижнего пруда была поставлена Мыльная, или Баня, впоследствии более известная (с легкой руки искусствоведа А.Н. Греча) как Ванный домик. За западным флигелем господского дома на территории нового английского, то есть пейзажного парка (сада), в общий характер которого вполне вписываются романтические «руинные» композиции, в насыпном холме устроили гроты. На острове Китайского пруда был сооружен павильон — Березовый домик, интерьер которого украсил живописный плафон. На левом берегу Верхнего пруда на месте, где некогда стояла перенесенная по идее И.Д. Шнейдера «галерея», Д.И. Жилярди поставил павильон Пропилеи; на его обоих берегах появились новые пристани: Львиная и У Пропилей. Въезд в Кузьминки украсили Чугунные ворота; началась реконструкция Слободки, строительство многочисленных парковых мостиков; рядом с церковью было сооружено небольшое одноэтажное здание ризницы. Подъездную дорогу благоустроили, ее начало превратилось в широкий проспект, получивший название Влахернского (ныне ул. Кузьминская). Именно в то время за Кузьминками закрепились два неофициальных названия: «Русский Версаль князей Голицыных» или «Московский Павловск». Этому способствовали как проведенные работы, так и популярность имения среди жителей Москвы практически всех сословий — благодаря ежегодным гуляниям, устраиваемым в Кузьминках 2 июля в день Влахернской иконы Божьей Матери. Тогда они имели характер неофициального московского праздника. Преподаватель Московской духовной академии Н.А. Руднев вспоминал: «В этот день тысячи экипажей мчатся во Влахернское, — и на пространстве 9 верст, по полям, рощам, дорогам и тропинкам расыпаны толпы пешеходов… По обширности места и многолюдству это гуляние немного уступает гуляниям: 1-го мая в Сокольниках, и Семику в Марьиной роще, но зато превосходит их в остальном и имеет совершенно другой характер. Здесь всему свое место: самовары в одной роще, простой народ в другой, экипажи в стороне; нет ни дыма, ни пыли, и вы не увидите и не услышите тех сцен, которые как бы хорошо не обрисовывали характер и разгул простого народа, не всем могут нравиться. Здесь… столько приличия и, вместе, скромной благородной свободы, что остается только пожалеть, для чего под Москвой нет поболее таких праздников и гуляньев…». По свидетельству другого участника таких торжеств, одного из многочисленных знакомых С.М. Голицына сенатора П.И. Сумарокова: «Местоположение плоское, весьма обыкновенное, но искусство и полтора миллиона рублей (цифра, безусловно, фантастическая, но свидетельствующая о грандиозных масштабах строительства — Авт.) превратили Кузьминки в прекраснейшую подмосковную. Князь пригласил меня туда на храмовый праздник 2 июля… Своротили с большой дороги и показалась чугунная решетка, за нее другой двор, другая решетка с бронзовыми украшениями, статуями, с княжеским гербом на воротах. Куча официантов стояла на крыльце. И в комнатах много гостей, одни сидели на балконе, другие играли в карты. Дом дубовый прибран со вкусом и достоин великого внимания… За обед поместились 136 посетителей; все барское, богатое, вина редкие, плодов горы, гремит музыка, и в окнах выставлялись шляпки, перья, бороды между ними. Незваных сих гостей было до 5 тысяч, и коляски, тележки, дрожки занимали все аллеи».

На одном из таких гуляний присутствовала хозяйка петербургского Павловска — вдова Павла I императрица Мария Федоровна, которая прожила в Кузьминках с 26 июня по 16 июля 1826 г. вместе со своим небольшим двором. Это было свидетельством небывалого расположения императрицы к князю, возглавлявшему основанные ей благотворительные учреждения.
С торжественного открытия памятника императрице Марии Федоровне, выполненного по проекту Д.И. Жилярди на возвышении между Китайским и Нижним прудами (скульптор И.П. Витали), началось гуляние 2 июля 1827 г., на котором присутствовала вся московская знать. Затем С.М. Голицын увековечил приезд императрицы изданием альбома ее «живописного путешествия» по Кузьминкам. Для этого художнику Ж.Н. Рауху специально для Марии Федоровны была заказана серия рисунков с видами имения. На средства С.М. Голицына были изданы литографии с них в виде альбома. Впоследствии Раух повторил эту серию с учетом нового строительства, проведенного в Кузьминках, опять изданную С.М. Голицыным. Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна подмосковная. Благодаря работам Рауха Кузьминки — одна из немногих усадеб, внешний вид которой (1-й половины ХIХ в.) можно так детально реконструировать.
А.О. Жилярди
В 1832 г. после отъезда Д.И. Жилярди в Италию руководство строительством в Кузьминках перешло к его двоюродному брату А.О. Жилярди. Он реконструировал Померанцевую оранжерею и ограду Парадного двора усадьбы; заменил скульптуры кентавров на мосту, ведущему на этот двор, высокими чугунными канделябрами с фигурами крылатых грифонов, ставших символом Кузьминок (скульптор Жан Артари Коломбо); западнее имения, на берегу Шибаевского пруда он выстроил Полудёновку — усадьбу для семьи друга С.М. Голицына, сенатора П.С. Полуденского; завершил застройку Слободки, позади которой был сооружен Скотный двор по образцу фермы в находившемся недалеко от Люберец имении Дивовых — Зенино; обстроил территорию Красного двора; на Верхнем пруду, на плавающих в воде лодках-понтонах — плашкоутах — устроил Плашкоутный мост. Существенной реконструкции подверглось Садоводство, Львиная пристань и пристань У Пропилей на Верхнем пруду и т.д.
М.Д. Быковский
С 1847 г. после отъезда А.О. Жилярди в Италию его ученик М.Д. Быковский стал работать в Кузьминках самостоятельно. Еще до этого он реконструировал в имении Мельницу, на цокольном этаже которой поставили деревянный двухэтажный дом для гостей, получивший название Мельничный флигель, и соорудили памятник Петру I. По проектам М.Д. Быковского в разное время был выполнен и ряд второстепенных работ: перестроены мост на плотине между Верхним и Нижним прудами и Дом садовника на Садоводстве (впоследствии — Серая дача); сооружены: Горбатый мостик у конного двора, чугунный павильон над статуей Марии Федоровны, заменивший прежнюю беседку и памятник императору Николаю I — колонну, увенчанную короной, установленную на острове Верхнего пруда. 29 августа 1858 г. в имение приехал его сын Александр II вместе со своею женой — императрицей Марией Александровной.
М. А. Голицын (1794—1860)
В 1859 г. после смерти С.М. Голицына владельцем имения стал его племянник — действительный статский советник князь Михаил Александрович Голицын (1794—1860), бывший русским послом в Испании. Большую часть своей жизни он провел за границей, где принял католичество и изумлял своих соотечественников плохим знанием русского языка. Еще в юности М.А. Голицын начал собирать собственную художественную коллекцию. К произведениям искусства, унаследованным им от отца, постепенно стали добавляться картины западноевропейских художников, скульптуры, книжные редкости, археологические находки из знаменитого города Помпеи.
Во время своих приездов в Россию М.А. Голицын бывал в Кузьминках у своего дяди. К нему, как к будущему владельцу имения, поступали донесения приказчика о состоянии дел. Однако М.А. Голицыну ни разу не было суждено посетить имение в качестве полноправного хозяина. Едва ли не единственное, что он успел сделать в Кузьминках, — распорядиться увеличить количество призреваемых в богадельне и соорудить в церкви мраморный памятник на могиле С.М. Голицына. В начале 1860 г. князь серьезно заболел и выехал из Мадрида на лечение во французский городок Монпелье, где и скончался.

С. М. Голицын (1843—1915)
Следующим владельцем Кузьминок, в свою очередь, стал его сын — князь Сергей Михайлович Голицын (1843—1915). В том же году он впервые вместе с матерью, Марией Ильиничной, урожденной княжной Долгоруковой (впоследствии графиней Остен-Сакен), приехал в имение.
В России С.М. Голицын поступил на военную службу, а со временем, выйдя в отставку полковником гвардии, по традиции, стал управляющим Голицынской больницей и получил придворный чин егермейстера. Систематическое воспитание, полученное за границей, лишило С.М. Голицына многих комплексов, свойственных отечественной аристократии, в частности сословных предрассудков. Одним из поступков, эпатировавших светское общество, стало его причисление к купеческому сословию. Еще будучи гвардейским офицером, князь записался в московские купцы 1-й гильдии и занялся коммерцией, торгуя железом, солью и сельскохозяйственными продуктами. Впоследствии, взяв пример, купцами стали многие дворяне, обнаружившие в себе предпринимательскую жилку.

Нового владельца Кузьминок не обошла и роковая страсть русского дворянства — любовь к цыганкам. Добиваясь взаимности цыганской красавицы-певицы Александры Иосифовны (Осиповны) Гладковой (умерла не ранее 1895), он не счел зазорным предложить ей руку и сердце. После свадьбы молодые супруги стали постоянно проводить летние месяцы в Кузьминках, которые постепенно стали превращаться в дачную местность. Ежегодно в летние месяцы в них сдавали приезжим москвичам девять дач. Видимо, с этим связано появление в имении электрического освещения.
Московский митрополит Филарет 4 апреля 1866 г. разрешил С.М. Голицыну в память спасения императора Александра II во время покушения Д.В. Каракозова реконструировать придел Александра Невского в Кузьминской церкви. 14 августа 1866 г. князь устроил в Кузьминках торжественный прием для помощника государственного секретаря по морскому министерству и члена вашингтонского кабинета — адмирала Густавуса Фокса, прибывшего в Россию по поручению президента США Эндрю Джонсона, для того чтобы принести поздравления от имени американского народа императору Александру II (за это Фокс стал первым иностранцем, которому было присвоено звание почетного гражданина Москвы). С ним в Кузьминки приехали: капитан Джон Бомонт (Бомон) — командир броненосца «Майантономо», на котором Фокс прибыл в Россию, капитан Александр Муррей — командир парохода «Августа», сопровождавшего «Майантономо», и американский посол генерал Клей. В усадебном парке посольство ожидала депутация крестьян Выхинской волости, в состав которой входили тогда Кузьминки. Волостной старшина Е.В. Гвоздев вручил Г. Фоксу серебряное блюдо с хлебом-солью.

По свидетельству автора журнала «Русская старина» В.В. Тимощук, «осмотрев парк, гости были приглашены к обеду, сервированному в ротонде (зале господского дома — Авт.); стол блестел роскошным фамильным серебром и был уставлен самыми редкими цветами, между которыми сверкали золотые канделябры и были расставлены золотые вазы из севрского фарфора; изысканное меню вполне гармонировало с роскошной обстановкой. После обеда, который не обошелся, по обыкновению, без тостов и речей, гости отправились снова в парк, где был сожжен на озере фейерверк, а сад был великолепно освещен бенгальскими огнями. Вернувшись после прогулки в ротонду, гости застали в ней массу крестьян, и тут произошла следующая трогательная сцена. Фокс, взяв американский флаг, поднес его старшине Гвоздеву, говоря:
«Это флаг моей страны, примите его; цвета его те же, что и цвета России, только расположены в ином порядке. Флаг этот часто развевался в битвах, но ныне он служит знамением мира и благорасположения. Примите его, пусть русский крестьянин видит в нем знак дружеских чувств народа, который сочувствует вам в благородных усилиях ваших стать в уровень с теми великими дарами гражданственности, которые дарованы вам возлюбленным монархом вашим».
Американцы пировали в Кузьминке (так в тексте — Авт.) до позднего вечера, и любезный хозяин проводил их верхом до границы своих владений».
Тем же летом в Кузьминках побывал писатель Ф.М. Достоевский, снимавший дачу в соседнем имении Люблино.

Роковым для Кузьминок стал 1873 г. Тогда С.М. Голицын переселился в свое другое подмосковное имение — Дубровицы Подольского уезда (ныне Подольский район Московской области). Туда из господского дома Кузьминок переехали его любимые вещи — настольные часы и бронза, разные дорогие безделушки, вся прежняя обстановка кабинета, а также некоторые фамильные портреты. Вещи из Кузьминок перевозили в Дубровицы и после. Теперь они находятся в Воронежском областном краеведческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Саратовском Государственном художественном музее им. А.Н. Радищева, Таганрогской картинной галерее и других отечественных хранилищах.
Переезд С.М. Голицына в Дубровицы был обусловлен сугубо житейскими обстоятельствами. Он увлекся новой возлюбленной — Елизаветой Владимировной Никитиной — и оставил жену, а заодно и Кузьминки, в которых все напоминало о былом. После отъезда владельца оно окончательно превратилось в дачный поселок. Огромный штат прислуги был резко сокращен. Те, кто не потерял работу, поддерживали Кузьминки лишь «в пределах возможности». Из-за уменьшения числа учеников было упразднено училище «для служительских детей». В Дубровицы из Кузьминок была переведена даже богадельня со всеми ее обитателями. Таким образом, освободились многие постройки имения, которые были переоборудованы под дачи. Кроме того, появились новые здания специально для отдыхающих. При каждой даче были сооружены хозяйственные постройки: сараи для дров и погреба (ледники). Всего на первых порах дач оказалось 30. Часть их была рассчитана на одну семью, часть — на две. Некоторые старые постройки, которые стали использовать под дачи, были переименованы: так, Дом садовника при Садоводстве из-за своего цвета стал называться Серой дачей, Померанцевая оранжерея — Оранжевой дачей и т.п.
Дачное население Кузьминок, в основном, состояло из коммерсантов и их родственников, поэтому цены на сдаваемые помещения были достаточно высокими. Тем не менее провести лето в Кузьминках тогда могли позволить себе не только предприниматели, но даже некоторые деятели культуры. Среди них архитектор И.Е. Бондаренко, соорудивший в Москве несколько старообрядческих церквей, что создало ему славу мастера неорусского стиля, и искусствовед И.Э. Грабарь — инициатор издания многотомной «Истории русского искусства». По свидетельству дочери П.М. Третьякова — В.П. Зилоти, в Кузьминках любил проводить летние месяцы один из организаторов первого в России Товарищества передвижных художественных выставок художник В.Г. Перов. 12 мая 1882 г. он вместе с женой переехал туда, поместившись в квартире земского врача К.К. Толстого, находившейся в мезонине Влахернской лечебницы на Слободке. В ней Перов и скончался от чахотки 29 мая. Его тело было перевезено в Москву и похоронено на кладбище Даниловского монастыря (впоследствии перенесено в Донской монастырь).

16 июня 1904 г. многие постройки Кузьминок пострадали от знаменитого урагана, пронесшегося по юго-востоку Москвы и Подмосковья. Тогда парк имения сильно поредел, часть его вовсе была снесена; некоторые аллеи, даже и днем темные, оказались открытыми. Последствия урагана усугубили общий упадок всего имения, постепенно терявшего свою былую ухоженность.
С. С. Голицын (1871—1918)
В 1910 г. в петербургском художественном журнале «Старые годы» была опубликована информация о том, что Кузьминки приобретены Московской городской думой. Однако в действительности эта сделка не состоялась. Кузьминки остались у прежнего владельца, а в 1915 г. перешли к его сыну (от первого брака) — князю Сергею Сергеевичу Голицыну (1871—1918(?). К тому времени новый владелец Кузьминок имел статус «несостоятельного должника» и потому был отстранен от управления и распоряжения имением, находившемся в аренде у последней (четвертой по счету) жены С.М. Голицына княгини Анны Александровны, урожденной княжны Кугушевой (умерла после 1917 г.), которая тогда жила за границей, так и не успев вернуться в Россию до начала первой мировой войны.
19 февраля 1916 г. в Кузьминках произошла катастрофа: господский дом с западным флигелем был уничтожен сильным пожаром. В начале пятого часа утра загорелись антресоли, где были сложены старинная мебель из красного дерева, несколько десятков картин и большая художественная коллекция, состоявшая из нескольких сотен гравюр. Через четверть часа уже горел весь антресольный этаж. Разбуженные служащие Кузьминок занялись спасением мебели, зеркал, бронзы и картин, находившихся на первом этаже. К этой работе привлекли солдат и офицеров расквартированного по соседству запасного батальона. К месту пожара также прибыли добровольная пожарная команда из имения Кусково графа С.Д. Шереметева и крестьянская пожарная команда из соседней деревни Выхино. Тем не менее огонь стал распространяться по зданию, поэтому вещи из него пришлось эвакуировать очень быстро. Удалось спасти около 30—40 картин, два фамильных портрета и часть мебели, которая, в основном из-за спешки, оказалась поломанной. Все, что удалось вынести из дома, было сложено в центре Парадного двора под охраной часовых.
Сразу же возникло предположение — пожар возник от неисправности дымоходов, так как непосредственно перед этим в господском доме топили печи. С.М. Голицыну осталось утешаться только тем, что дом был застрахован в первом Российском страховом обществе на сумму 55 440 руб. — ничтожную для такого здания и хранившихся в нем художественных ценностей. После пожара была учреждена специальная «Администрация по заповедному имению Кузьминки», в состав которой вошли исправляющий должность советника Московского губернского правления И.М. Диомидов и член Дворянской опеки Н.А. Осетров. Однако реально ими так ничего и не было сделано.

III. Советский период
Институту экспериментальной ветеринарии
В 1918 г. Совет народных комиссаров передал Кузьминки эвакуированному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии. Против этого выступила Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Однако имение все же осталось за институтом, занимающим его вплоть до настоящего времени.
Из-за этого в течение последующих десятилетий блистательные ранее Кузьминки пришли в полное запустение и упадок. Архитекторы: А.К. Иванов, Н.К. Жуков, С.Ф. Кулагин, А.Л. Минор, Я.О. Райх, С.А. Торопов, З.В. Шервинский и др. периодически пытались остановить вандализм, но безуспешно. В итоге многие здания без учета их архитектурной ценности перестроили под лаборатории, жилые и административные помещения или просто разобрали.

IV. Cовременные Кузьминки
В настоящее время в Кузьминках сохранилось более 20 памятников архитектуры. К сожалению, среди них мало построек, полностью восстановленных и отреставрированных. Однако несмотря на все потери и утраты ансамбль имения сохранил уникальность своей структуры и планировочную целостность. Территория Кузьминок имеет много входов, расположенных с разных сторон.
Однако тому, кто придет посмотреть усадьбу впервые, лучше всего воспользоваться главным въездом, находящимся в начале Кузьминской улицы — бывшего Влахернского проспекта (Влахернская прешпектива). Он начинается от белокаменного восьмигранного обелиска — единственного паркового памятника Кузьминок, дошедшего до наших дней. Вероятнее всего, поводом для его сооружения стал визит в имение, 29 июля 1837 г., великого князя Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II. Автор обелиска неизвестен; им могли быть как А.О. Жилярди, работавший тогда в Кузьминках, так и его ученик М.Д. Быковский (в документах фамильного архива Голицыных обелиск упоминается только с 1840-х гг.). Не сохранились находившиеся рядом с обелиском Чугунные ворота, копия ворот «Любезным моим родителям», установленных по проекту К.И. Росси в Павловске — имении императрицы Марии Федоровны (в отличие от них ворота в Кузьминках были увенчаны не государственным гербом — двуглавым орлом, а отлитым по рисунку скульптора И.П. Витали гербом князей Голицыных с грифонами-щитодержателями).

Чугунные ворота и начало Влахернского проспекта.
Сразу же за обелиском по левую сторону Кузьминской улицы начинаются регулярные аллеи Звезды (она же Роща 12-ти прешпектив, или Часы), созданной в 1765 г. садовником И.Д. Шнейдером (Шрейдером). По правой стороне улицы расположена английская, то есть пейзажная часть кузьминского парка, называвшаяся Нижним садом. Работы по ее созданию начались в 1811 г. и были продолжены после окончания Отечественной войны 1812 г. Сейчас здесь сравнительно много старых деревьев — мелколистной липы (они не очень крупные и практически все больны), а ближе к улице — гладкого вяза.

Садоводство
На территории Нижнего сада, примерно на половине пути к усадьбе, находится Садоводство. Ближе всех к улице стоит Флигель садовника: деревянный дом с мезонином, из-за своего цвета имеющий еще одно название — Серая дача. Первоначально он был сооружен между 1829 и 1831 гг. для тогдашнего кузьминского садовника А.И. Гоха, скорее всего по проекту Д.И. Жилярди, но в 1976—1979 гг. был отстроен практически заново после пожара. Сейчас в этом здании находится музей-центр писателя К.Г. Паустовского.

Садовые флигеля
За Серой дачей расположены два очень похожих друг на друга двухэтажных кирпичных дома, напоминающие английские коттеджи. Это садовые флигеля, в которых жили рядовые садовники, их ученики, служители и садовые рабочие, обслуживавшие большое оранжерейное хозяйство. Сначала, в 1840—1841 гг., А.О. Жилярди выстроил восточный флигель, в котором находились квартиры (на четыре семьи) служителей и казарма для рабочих. А в 1845—1846 гг. он же параллельно поставил аналогичный по архитектуре западный флигель, где поселились непосредственно садовники. После этого оба здания были соединены между собой кирпичной оградой, которая не сохранилась. Теперь оба помещения занимает мини-школа — негосударственное образовательное учреждение.

Восточный садовый флигель
С юга к школьной территории примыкает глухой деревянный забор. За ним находятся бывшие оранжереи Садоводства, сооруженные в первой трети XIX в. по проекту Д.И. Жилярди. От них уцелело около трети первоначального объема, ныне находящегося в аварийном состоянии.

Березовый домик
За Садоводством, на острове в центре Китайского (или Щучьего) пруда, когда-то стоял выстроенный в 1820-х гг. Д.И. Жилярди павильон Березовый домик. В нем хранились лодки, на которых княжеские гости отправлялись в путешествия по кузьминским прудам. Ставший бесхозным, павильон был сожжен гуляющими в 1923 г. На месте разрушившихся от времени мостиков устроены современные металлические.

памятник императрице Марии Федоровне
На другом берегу пруда находился памятник императрице Марии Федоровне — ее бронзовая статуя в виде аллегории мира с пальмовой ветвью в руке была выполненна скульптором И.П. Витали. Кто-то из местных дачников в конце XIX — начале ХХ в. умудрился отломить императрице палец. Поэтому, чтобы спасти статую от местных вандалов, ее спрятали. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Первоначально памятник находился внутри сооруженной по проекту Д.И. Жилярди шестнадцатиколонной деревянной ротонды с куполом, увенчанным государственным гербом — двуглавым орлом. В 1852 г. обветшавшую ротонду заменила необладающая видимыми стилевыми признаками трехчастная чугунная беседка, спроектированная М.Д. Быковским. После Октябрьского переворота ее сдали в металлолом.

памятник Петру I
От Китайского пруда можно вернуться на Кузьминскую улицу или одну из параллельных ей тропинок и пойти в сторону усадьбы. По дороге — на той же стороне, что и Садоводство, — встретится большая поляна, на которой находился памятник Петру I, сооруженный в 1844 г. по проекту М.Д. Быковского. Это был чугунный обелиск, увенчанный золоченым государственным гербом — двуглавым орлом. Его пьедестал украшала надпись: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого», но теперь очевидно, что специально сооруженного для Петра I дома в Кузьминках никогда не существовало. Вскоре после Февральской революции обелиск лишился двуглавого орла, а в конце 1920-х гг. разделил судьбу беседки над памятником Марии Федоровне.

Памятник императрице
От места, где стоял обелиск, тропинка приводит к берегу Нижнего Кузьминского, или Мельничного пруда, который начали сооружать в 1789 г. Именно в него впадает канал, идущий от Китайского пруда Садоводства. На Нижнем пруду находится островок, когда-то соединявшийся с берегами мостиками. Один из них, Проволочный, или Висячий мост имел еще одно характерное название — Трясучка — довольно любопытное инженерное сооружение (несшее и эстетическую нагрузку), устроен в 1826—1828 гг. по проекту Д.И. и А.О. Жилярди и при участии механика Девиса. После Октябрьского переворота его также сдали в металлолом.

Мыльная
Недалеко, на том же берегу Нижнего пруда, за современным металлическим забором находится низкий белокаменный цоколь, на котором стоит колонна, устремленная в никуда. Это отдаленно напоминает руины античного храма. Еще не так давно здесь стоял один из парковых павильонов — Мыльная, сооруженная Д.И. Жилярди в 1816—1817 гг. в стиле ампир.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери
Чтобы добраться до самой старой постройки Кузьминок — дошедшей до наших дней Церкви Влахернской иконы Божьей Матери, к которой относительно недавно вернулась прежняя роль доминанты в ансамбле имения, нужно перейти на левую сторону Кузьминской улицы. Церковь сооружали в два этапа. В 1759—1762 гг. были выстроены церковное здание, первоначально имевшее барочный декор, и отдельно стоявшая деревянная колокольня. На основании косвенных данных можно предположить, что авторство проекта церкви принадлежало петербургскому архитектору С.И. Чевакинскому, по проекту которого в то время шло строительство московского Пречистенского дома М.М. Голицына (ныне Волхонка, 12). Автором проекта церковной колокольни, выполненного весной 1760 г., был И.П. Жеребцов. Кроме придела Александра Невского, центральную часть церкви окончательно отделали и освятили только в 1774 г., но достаточно скоро М.М. Голицын перестроил здание, получившее новые завершение и обработку фасадов в формах зрелого классицизма, и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы были предположительно проведены по проекту Р.Р. Казакова в 1784—1785 гг. Какое-то участие в них принимал В.И. Баженов, его имя значится в смете на необходимый строительный материал. Кроме того, нужно отметить, что эта церковь очень близка к кругу работ архитектора Е.С. Назарова, хотя его имя и не упоминается ни в каких документах о Кузьминках. Видимо, и многие проекты Е.С. Назарова, и церковь в Кузьминках имеют какой-то общий прототип, несомненно, западноевропейского происхождения.
В одном из церковных приделов — преподобного Сергия Радонежского — 13 февраля 1859 г. был похоронен владелец Кузьминок С.М. Голицын. Его могилу и убранство интерьеров уничтожили после закрытия церкви в 1929 г. А после перестройки здания под Дом отдыха ЦК профсоюза автомобильной промышленности во второй половине 1930-х гг. оно почти совершенно утратило прежние черты. Только в 1994—1995 гг. по проекту Е.А. Воронцовой был проведен комплекс работ по восстановлению церкви, а водонапорная башня, находившаяся в ее зоне, была ликвидирована.
За церковью находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание Ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829—1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25).

усадьба Голицыных
Кузьминская улица заканчивается у собственно усадьбы Голицыных — Парадного двора, первоначально называвшегося в документах «большим» или «передним», а в начале ХХ в. — Главной площадкой. Это горизонтальная, частично подсыпанная терраса, лежащая на одном уровне с улицей. С севера его ограничивает ров, через который перекинут арочный мостик, и ограда с подпорной стенкой, облицованной кирпичом. Через правильные интервалы решетка ограды прекрасного классического рисунка прерывается каменными тумбами, а через две-три тумбы в состав ограды включены пьедесталы, на которых лежат чугунные львы — старинные символы силы и могущества. Мостик и ограда были сооружены в 1811—1812 гг., возможно, по проекту А.Н. Воронихина, но облик, близкий к современному, они приобрели только в 1833—1838 гг. после капитальной реконструкции, произведенной А.О. Жилярди. Тогда на мостике установили четыре чугунных фонаря-канделябра (с богато орнаментированными стволами), отлитых по модели Ж. Коломбо. У подножия каждого из них, как бы охраняя вход, сидят четыре грифона, словно сошедшие с родового герба династии Романовых. Первоначально гипсовые львы ограды были заменены чугунными, а старые решетки ныне существующими. Наиболее поздний по времени элемент ограды — ведущие в Парадный двор ворота, выполненные в духе так называемого «второго рококо», приходящегося примерно на 1870-е гг.


Церковь Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках Ризница

В центре Парадного двора ныне стоит статуя Ленина, интересная лишь своим постаментом из красного гранита. Он остался от памятника императору Николаю I, с 1856 г. находившегося на островке Верхнего Кузьминского пруда. За статуей открывается, казалось бы, типичная усадебная композиция: в центре большой Господский дом с портиком, а перпендикулярно ему — слева и справа — два одноэтажных флигеля. Однако это всего-навсего иллюзия, которая не может обмануть внимательного зрителя. Дело в том, что здание, похожее на господский дом, на самом деле им никогда не являлось. Оно сооружено в 1927—1931 гг. С.А. Тороповым на фундаменте сгоревшего господского дома Голицыных и в схеме повторяет его объемное решение, закрепляя положение в ансамбле. На главном фасаде этого здания установлены мемориальные доски в память сотрудников института, погибших в 1941—1945 гг., и видных ученых, здесь работавших: С.Н. Вышелесского, И.И. Иванова, Я.Р. Коваленко, К.И. Скрябина. Основной вход в корпус украшают два чугунных египетских льва, очевидно перенесенные от одного из флигелей.
Оба флигеля — небольшие одноэтажные деревянные здания, выдержанные в классицистических формах, первоначально были сооружены в 1814—1815 гг. по проекту Д.И. Жилярди. Документы называют восточный флигель «флигелем княжны Елены Михайловны», по имени жившей в нем незамужней сестры С.М. Голицына. К настоящему времени он сильно обветшал и никак не используется. Западный флигель, сгоревший вместе с господским домом, был воссоздан на прежнем месте по проекту О.М. Голубевой только в 1953 г. — уже не из дерева, а из силикатного кирпича.
Южнее его находятся два грота — небольшие искусственные пещеры в насыпном холме. По числу входов их условно называют Трехарочный и Одноарочный. Все элементы гротов выложены декоративной кладкой, в которой чередуются невысокие ряды гладко тесаного белого камня с более высокими рядами ноздреватого декоративного. Гроты были созданы между 1811 и 1830 г. Первая из этих дат — время начала создания на территории имения английского, то есть пейзажного парка (сада), в общий характер которого вполне вписываются такие романтические «руинные» композиции. Часть его, находившаяся вокруг Парадного и Красного дворов, называлась Верхним садом. Сегодня оба грота запущены и постепенно разрушаются.




Мостик, ведущий на Парадный двор.
Канделябры с грифонами Ворота Парадного двора



Лев у входа в Господский дом
на Парадном дворе

К ограде Парадного двора с востока примыкает несоразмерно длинный двухэтажный дом в классицистическом стиле. На самом деле он состоит из двух зданий — Приказчикова и Людского флигелей, сооруженных в 1808—1812 гг. Хотя их архитектор неизвестен, можно со значительной долей вероятности предположить, что им был И.Д. Жилярди, в то время постоянно работавший в Кузьминках. В 1929—1930 гг. на месте ограды между ними соорудили небольшой архитектурный объем с фронтоном, объединивший оба здания в один длинный корпус, за которым с того времени закрепилось название «Соединение». Возможно, автором проекта реконструкции флигелей был С.А. Торопов.
Приказчиков и Людской флигеля являются северной границей хозяйственного Красного двора, примыкающего с востока к Парадному двору и имеющего форму правильного четырехугольника. Когда создавались флигеля, названия Красный двор еще не существовало. В документах оно встречается только начиная с 1820-х гг., хотя фактически этот двор (состоявший из жилых домов для дворовых и различных хозяйственных сооружений: каретных сараев и конюшен, погребов и др.) начал складываться лет за пятьдесят-шестьдесят до того. Все постройки Красного двора объединены кирпичной оштукатуренной оградой, везведенной в 1837 г. А.О. Жилярди. Ее западная часть со временем была разобрана. В 1955 г. ограда была реставрирована по проекту О.М. Голубевой, а ее несуществующие к тому времени части выстроили заново.
Подлинный фрагмент ограды, за долгие годы утративший штукатурку и завершение, связывает Соединение со стоящей перпендикулярно ему не менее длинной маловыразительной двухэтажной постройкой. Это Конюшня, или Конюшенный корпус с сараями и погребами, сооруженный в 1837—1838 гг. по проекту А.О. Жилярди. В нем находились княжеские экипажи и лошади для них (породистые скаковые лошади содержались не здесь, а на специально сооруженном для них Конном дворе). Первоначально Конюшня была одноэтажной, но в 1920—1930-е гг. ее капитально реконструировали и надстроили вторым этажом, возможно под руководством все того же С.А. Торопова. Сегодня это здание занимает организованная Институтом ветеринарии гостиница для кошек и собак, а с юга к нему примыкает участок, обнесенный современным забором. Раньше там находился хозяйственный двор института, а теперь расположен гараж. Однако это место тоже заслуживает посещения. Ведь в глубине участка под открытым небом хранится ряд любопытных декоративных элементов: звено решетки от ограды Парадного двора, два больших чугунных фонаря-канделябра и два египетских льва, когда-то украшавших входы в восточный флигель на Парадном дворе.
Согласно документам, к Красному двору относится и Померанцевая оранжерея (Оранжевая дача), формально находящаяся за его территорией. Это одно из самых интересных зданий Кузьминок, сооруженное в 1811—1815 гг. Архивные документы пока не позволяют утвердительно ответить на вопрос, кто является автором ее проекта: И.Д. Жилярди, Д.И. Жилярди или А.Н. Воронихин. Вышка, возведенная над центральным круглым залом оранжереи, в котором и находились кадки с померанцевы-ми деревьями, появились только в 1836 г. при перестройке здания, предположительно проведенной по проекту А.О. Жилярди. В отделке зала использованы мотивы древнеегипетского зодчества — одной из стилеобразующих тенденций ампира. Сохранились украшающие его колонны с папирусообразными капителями и потолочные росписи в желтых и бледно-розовых тонах. В настоящее время в Померанцевой оранжерее находятся лабораторные помещения и уникальная библиотека Института экспериментальной ветеринарии.
От оранжереи можно пройти к еще одному сооружению Красного двора — Кухне, которую обычно называют Египетским павильоном. Ее здание, сооруженное в 1813—1815 гг., было поставлено в одну линию с господским домом. Гладкие скошенные стены и суживающиеся кверху окна придают зданию непривычный для глаза вид и действительно напоминают памятники древнего Египта. Экзотика усиливается двумя пальмообразными колоннами портика. Он завершается классическим фронтоном, на поле которого изображена голова сфинкса, поддерживаемая крылатыми женскими фигурами. Вопрос об авторстве памятника до сих пор не решен окончательно. Известно, что строительство завершал Д.И. Жилярди. Однако из документов не следует, что он является автором проекта здания, хотя и это не исключено. Некоторые исследователи Кузьминок приписывают идею его создания А.Н. Воронихину. Но и его авторство пока тоже не подтверждено документально. Сейчас сильно обветшавшее здание Кухни, искаженное пристройкой 1930-х гг., никак не используется.




Западный флигель на Парадном дворе Восточный флигель на Парадном дворе

Между кухней и маловыразительным одноэтажным зданием погребов 1830-х гг., ограничивающим Красный двор с юга, находится проход на его непосредственную территорию. С запада в ограду двора встроен флигель, первоначально сооруженный в 1830-х гг. по проекту А.О. Жилярди для княжеской прислуги. В 1955 г. по проекту О.М. Голубевой он был выстроен заново, увы, все из того же силикатного кирпича.
Далее можно либо вернуться обратно прежним маршрутом, либо напрямую пройти через парк к Слободке, расположенному восточнее Парадного и Красного дворов ансамблю невысоких зданий. Это комплекс для дворовых людей Голицыных, ежегодно превращавшийся в гостиницы во время гуляний 2 июля. Дорога, проложенная вдоль Слободки, называется Тополевой аллеей. В 1837 г. вдоль нее было посажено 100 тополей, купленных у садовника К. Унгебауера, что и дало ей такое название. В документах начала ХХ в. Тополевая аллея называется Большой.
Со стороны церкви линию застройки Слободки замыкает Священнический флигель, или Дом причта, построенный по проекту А.О. Жилярди в 1835—1837 гг., — двухэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание в стиле ампир. В нем жили местные священники, дьячки, пономари и псаломщики вместе со своими семьями, первоначально занимавшие только второй этаж, на первом этаже до начала 1870-х гг. помещалась богадельня. Теперь в здании находится местная воскресная школа. С двух сторон к Дому причта примыкает ограда, сооруженная в 1832—1838 гг. А.О. Жилярди. Первоначально она соединяла все здания Слободки, а затем под прямым углом проходила позади них, образуя замкнутую территорию, разделенную на два хозяйственных двора.


Приказчиков и Служительский флигели (Соединение)

Следующее здание за Домом причта по Тополевой аллее — Служительский, или Большой слободской флигель, сооруженный в 1830—1833 гг. для четырнадцати семей дворовых людей. Это одно из последних произведений Д.И. Жилярди в России, окончательно завершенное уже после его отъезда на родину под наблюдением А.О. Жилярди. В 1999 г. по решению правительства Москвы в так называемом Слободском флигеле был организован музей Государственного историко-культурного и природного рекреационного комплекса «Кузьминки — Люблино» (Тополевая аллея, 6). Первоначально музей имел статус временной выставки. Сегодня он громко и красиво называется Музей русской усадебной культуры, являясь филиалом Музея истории города Москвы.
Следующее здание Слободки — Прачечная, или Прачечный флигель. Это здание выстроено по проекту Д.И. Жилярди в 1827—1828 гг. Первоначально предполагалось, что оно будет одноэтажным с мезонином, по-видимому таким же, как на находящемся за ним здании больницы. Однако уже в процессе строительства проект был изменен, и флигель стал целиком двухэтажным. В нем находилось помещение для сушки белья, колодец, сток для воды, там жили и сами прачки. В конце 1970-х гг. здание частично отреставрировано по проекту В.А. Еропкина и М.И. Шишкова и приспособлено под административные и служебные помещения Экспериментальной специальной научно-производственной мастерской, ныне Экспериментальный специальный научно-реставрационный производственный центр «Реставратор ХХI века», занимающий и последнее на территории Слободки здание, но первое по времени возникновения, — Больницу, или Больничный флигель (другое название — Белая дача), сооруженный в 1808—1809 гг., возможно, по проекту И.Д. Жилярди. Это деревянный одноэтажный дом с мезонином и двумя выступающими по краям ризалитами. Больница, ставшая одним из наиболее старых подмосковных лечебных заведений, была открыта в 1809 г. и обслуживала дворовых людей Голицыных. В 1869 г. здание было арендовано Московским уездным земством за 700 руб. в год для лечебницы Влахернского лечебного участка, официально охватившего территории четырех волостей Московского уезда: Выхинской, Нагатинской, Пехорской и Царицынской (большая часть их территорий теперь входит в городскую черту). В этой лечебнице 29 мая 1882 г. и скончался художник В.Г. Перов. Мезонин, в котором прошли его последние дни, был относительно недавно воссоздан реставраторами. Одно время на здании находилась мемориальная доска, посвященная художнику.


Большой Служительский флигель
(ныне Музей русской усадебной культуры)

Скотный двор
Перспективу Тополевой аллеи замыкает большой комплекс полуразрушенных зданий в псевдоготическом стиле. Это Скотный двор, который по своим размерам, методам ухода и содержания скота в свое время считался одним из лучших образцовых заведений такого рода. Правда, литр молока от содержавшихся на этом скотном дворе племенных йоркширских коров, привезенных из самой Англии, обходился С.М. Голицыну несколько дороже литра шампанского.
Скотный двор, сооруженный в 1836—1838 гг. по проекту А.О. Жилярди, в плане представляет собой замкнутое пространство, ограниченное корпусами и фрагментарно сохранившейся чугунной оградой. Оно состоит из собственно скотного двора, куда входили конюшня, коровник и отделение для телят, двух двухэтажных флигелей, в которых жили конюхи и скотники, и крестообразного в плане павильона, предназначавшегося для одного из племянников С.М. Голицына. Эту постройку отделали с роскошью: ее большие комнаты получили паркетные полы и голландские печи, а стены двухсветной гостиной на втором этаже были обтянуты фламандским полотном. В 1845 г. слева и справа от павильона, на ограде между ним и флигелями, были установлены скульптуры быков, видимо выполненные по моделям скульптора барона П.К. Клодта фон Юренсбурга (возможно, это те самые, которые сейчас находятся на территории Микояновского мясоперерабатывающего завода. В конце 1880-х гг. на средства Московского уездного земства и одного из местных дачников — потомственного почетного гражданина В.В. Пегова — здания скотного двора были реконструированы под лечебницу (Больницу), переведенную сюда со Слободки. В 1990-х гг., после вывода больницы, опустевшие постройки не раз горели и превратились в руины.
Дорожка, идущая по левому берегу пруда, приводит к расположенным у воды крупным тесаным блокам дикого камня — остаткам пристани У Пропилеев. Она была обязана своим названием павильону Пропилеи, поставленному выше ее на берегу. В 1830 г., то есть одновременно с пристанью, его выстроил Д.И. Жилярди — двухрядную колоннаду, бывшую одним из основных сооружений декоративной парковой архитектуры Кузьминок. Пропилеи просуществовали до 1943—1944 гг., когда были разобраны на дрова сотрудниками Института экспериментальной ветеринарии.


Померанцевая оранжерея Конюшня на Конном дворе

Далее на этой же дорожке находятся руины Горбатого, или Арочного моста, в 1845 г. перекинутого через так называемую канаву — неглубокую короткую лощину, по весне превращавшуюся в один из стоков в Верхний пруд. Этот мост, сооруженный по проекту М.Д. Быковского, в 1996 г. раздавил въехавший на него самосвал.
За остатками моста расположено самое известное сооружение Кузьминок — Конный двор, сооруженный в 1819—1823 гг. по проекту Д.И. Жилярди в виде замкнутого каре, состоящего из двухсветного здания конюшни и примыкающих к нему фуражных и каретных сараев, а также флигелей, расположенных П-образно вокруг объединенного с ними оградой Музыкального павильона — сцены, на которой выступал домашний крепостной оркестр С.М. Голицына, в праздничные дни увеселявший хозяина и его гостей роговой музыкой. К сожалению, подлинный павильон сгорел в 1978 г., и теперь здесь стоит его точная копия. К входу в здание ведет широкая лестница, по сторонам которой с 1846 г. расположены чугунные скульптурные группы «Укротители коней», отлитые по моделям скульптора барона П.К. Клодта на голицынских Пашийских заводах (самые известные отливки «Укротителей» украшают Аничков мост в Петербурге).
Недалеко от Конного двора находится полуразрушенное кирпичное здание — Птичий двор (птичник), сооруженный в 1805—1806 гг. по проекту И.В. Еготова. К настоящему времени — это единственная спроектированная им и хоть в какой-то степени сохранившаяся постройка в Кузьминках. Во время Отечественной войны 1812 г. все экзотические птицы, находившиеся на птичьем дворе, были убиты, увезены французами и, разумеется, съедены. Оставшиеся без использования постройки в конце 1810-х — начале 1820-х гг. были перестроены Д.И. Жилярди под кузницу.


Музыкальный павильон Конного двора
На плотине между Верхним и Нижним прудами находятся остатки Мельницы, ранее объединявшей в своем составе несколько сооружений: мост на плотине, несуществующий ныне дом мельника с хозяйственными постройками и собственно мельницу. При С.М. Голицыне Мельница была ликвидирована, на ее цокольном этаже, оставшемся от здания 1810—1811 гг., по проекту М.Д. Быковского в 1843—1844 гг. был поставлен так называемый Мельничный флигель — деревянный двухэтажный дом, декорированный с использованием мотивов ренессанса, в котором размещались княжеские гости (в литературе о Кузьминках его обычно называют Дом на плотине). В 1995 г. Мельничный флигель настолько сильно пострадал от пожара, что восстановление его обгорелых руин оказалось невозможным. Теперь на его цоколе поставлен новодел.
Одновременно со строительством Мельничного флигеля обветшавший мост был заменен М.Д. Быковским ныне существующим — в виде пологой приплюснутой арки, облицованной белым камнем. На концах моста установили белокаменные столбы с чугунными фонарями, воссозданными в 2002 г.
Итак, наше краткое путешествие по Кузьминкам закончено. Но его можно продолжить: если двигаться на запад, можно добраться до Люблино … из Кузьминок.

Михаил КОРОБКО



Проезд: ст. метро «Рязанский проспект», далее автобусом № 29 или маршрутным такси 29К до конечной остановки «Кузьминский парк»; ст. метро «Кузьминки» или «Текстильщики», далее троллейбусом № 38 до конечной остановки «Ветеринарная академия»; ст. метро «Кузьминки», далее пешком до ул. Юных ленинцев и кинотеатра «Высота», затем троллейбусом № 38



Hosted by uCoz